risuemvse1.ru

РИСУЕМ ВСЕ

Кто такие художники передвижники?

Впервые  художник Мясоедов высказал идею товарищества, он увидел на опыте европейских художников, что можно жить и работать в товарищеском сообществе, не зависящем ни от каких эксплуататоров творческого труда. Вернувшись на родину, он незамедлительно поделился этой идей с художниками. Он мечтал об обществе художников, независимом от Императорской Академии. Идею поддержал Перов, и усилиями этих двух уже хорошо известных мастеров удалось создать Товарищество, которое знаменует собой «золотой век» русского искусства. В Москве было организовано первое в России Товарищество, куда вошли  В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.М. Прянишников, К.А. Савицкий, В.М. Касаткин, В.М. Максимов.

Примерно в это же время в Петербургской императорской академии художеств тоже началось новое движение.

В 1863 году художники И.Н. Крамской, К.А. Маковский, А.Д. Литовиченко и другие, отказавшись писать картины на предложенный академией сюжет из скандинавского эпоса «Пир в Валгалле», в виде протеста покинули академию. Художники поселились вместе и основали свободную Артель художников.

Крамского увлекла новая идея – передвижных выставок. Он попытался показать картины столичных художников на выставке в Нижнем Новгороде. Идея Крамского успеха не имела.

Но мысль свою он не оставил. И когда в Москве было создано в 1870 году первое Товарищество передвижных вставок, Крамской примкнул к нему вместе с другими художниками, живущими в столице.

Тяга к полезной образовательной деятельности выдвинула Крамского в руководители петербургского отделения Товарищества передвижных выставок, а затем и в идеологии передвижников

Москвичи обратились к петербуржцам с предложением объединиться. Но вскоре в петербургской артели произошел распад: она постепенно превращалась в коммерческую организацию. Крамской уехал в Москву и вступил в группу передвижников. Товарищество крепло.

По выработанному передвижниками уставу, каждый член Товарищества, продавая картину или скульптуру, вносил часть суммы на общие расходы. Выставка устраивалась ежегодно и передвигалась из города в город на средства самих художников и постепенно получила большую популярность и народное признание.

Это было первое смелое выступление против диктаторства самодержавия в искусстве. Художники как бы ни встали на «линию огня». И как бы они не боролись с ними академические приверженцы, стараясь задушить, свежую силу, Товарищество росло, пополнялось новыми талантливыми мастерами.

Главной причиной возникновения Товарищества было стремление порвать с мертвящими правилами академического направления и начать новую линию искусства, тесно связанную с бытом и жизнью народа.

Перед художниками открылась возможность отражать в искусстве исторические, национальные и драматические эпизоды из жизни русского народа. Передвижники обнажали противоречия капиталистического строя, с блестящим юмором и тонкой сатирой, с исключительной правдивостью изобличая попов, купцов и закостенелых господ.

Великолепны картины этого жанра у художника Перова. Достаточно посмотреть на его картину «Сельский крестный ход на пасхе», обнажающую серость, грубость и лицемерие деревенского попа, который ходит по домам с праздничным молебном, везде требуя угощения, и, отупев от «возлияний», вываливается из последнего дома.

Позже Перов вновь возглавил Товарищество передвижных выставок. Художники, входившие в состав Товарищества, своим искусством участвовали в борьбе против социальной несправедливости. Сказать правду о жизни – это значило звать к переменам.

В картинах художника Н.В. Неврева «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах многолетие» изображены именины у купчихи: огромный дьякон во все горло вопит «многая лета». Глаза его умильно подняты к потолку, а купец уже готовит уже новую чару, подливая вино новому прославителю купеческого благополучия.

На первой выставке передвижников были показаны картины, которые вошли в золотой фонд русской живописи: «Грачи прилетели» Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Ге, «Майская ночь» Крамского, пейзажи Шишкина, «Охотники на привале», «Портрет Островского» и «Погорелые» Перова, «Дедушка русского флота» Мясоедова и другие крупные произведения.

В 1873 году в противовес Товариществу передвижников под влиянием академии организовалось Общество выставок художественных произведений. Руководил им художник Исаев – правая рука великого князя Владимира Александровича. Представителями общества были художники: Ю.Ю. Клевер, пейзажист В.Д. Орловский, А.К. Корзухин и не имеющий никакого отношения к баталисту В.В Верещагину  — В.П. Верещагин, расписавший столовую великого князя в Петербурге стилизованными картинами дурного вкуса. Эта группа художников положила основу декадентству и салонному искусству конца XIX столетия, тогда как передвижники, достигнув в 1880 году полного расцвета, боролись за новое, реалистическое искусство, национальное искусство.

В 1884 году к передвижникам пришли такие крупные живописцы, как И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, С.А. Коровин.

Летом 1896 года в Нижнем Новгороде открывается Всероссийская выставка. Для этой выставки М. Врубель написал «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза», академическим жюри работы были сняты с выставки, вызвали скандал. Позже они пристанище в помещении, которое выстроил Савва  Мамонтов.

Противоречия внутри Товарищества передвижных выставок с годами усилились. «Мельчает тематика картин, сентиментальность заменяет собой суровую правду ранее созданных образов»[i].

В 1900 В. Серов; к передвижникам был близок русский скульптор М.М. Антокольский.

Осенью в  1899 году абрамцевское товарищество распалось. Савва Мамонтов попал на скамью подсудимых. Художники, в том числе Репин и Левитан были благодарны организатору и своему товарищу поддерживавшему их в прошлом.

Газеты заговорили о назревающем среди передвижников расколе.

Вся передовая интеллигенция горячо поддерживала Товарищество; тесно связаны были с ним М.Е. Сатылков – Щедрин, С.С. Стасов, П.М. Третьяков, который приобретал их картины для своей коллекции – будущей Третьяковской галереи.

Товарищество передвижников просуществовало до 1923 года впоследствии влившись в новую организацию – Ассоциацию художников революционной России (АХРР). Старейшие передвижники А.Е. Архипов В.Н. Бакшеев, В.К. Беляницкий – Бирюля уже вместе с молодыми участвовали в созидании нового, советского искусства.

 

 

 

[i] «История русского искусства», т. 10/М.: «Просвещение», 1968, с. 44.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

risuemvse1.ru © 2018 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.