risuemvse1.ru

РИСУЕМ ВСЕ

О Репине. Илья Ефимович Репин и музыка

Музыка потрясала, радовала, печалила, но чаще всего вдохновляла. Она манила Репина, пленяла, вызывала к жизни новые, неизведанные ощущения, рождала замыслы картин.

Иногда прослушав мелодию, Репин приходил к окончательному тональному решению картины, над которым он долго бился. Он любил песни, бетховенские сонаты, рождение симфоний и опер Римского – Корсакова, Балакирева, Мусорского.

Репин и Мусоргский

Крепкая дружба сплотила Мусорского и Репина. Репин давно мечтал написать портрет великого композитора, но все время откладывал. Тревожное известие о болезни композитора заставило его поторопиться. Мусоргский был болен безнадежно. Репину Модест Петрович очень обрадовался. В последние дни ему стало немного легче, он стал строить планы на будущее. Репин провел четыре дня, чувствуя, что получается большое, настоящее произведение. Художник был возмущен  положением великого композитора. Он создал больше чем портрет. «Мне художнику, стыдно за наше общество, за наше государство, в котором возможен такой позор!»[i]

Этот немой укор читается в печальных глазах композитора, и во всем лице его, озаренном скорбной мыслью.

Могучий сломленный гений. Кажется этот человек в халате с малиновыми отворотами, если бы мы даже не знали, что он композитор,- мыслит, погружен в глубокую думу.

Сеансы окончены. Репин попрощался с Мусорянином, чтобы больше никогда  с ним не увидеться…

Портрет был показан на передвижной выставке и произвел огромное впечатление.

В портрете Мусорского Репин использовал совершенно новые изобразительные приемы. Он не мог поступить иначе. Репин отверг традиционный свето — теневой способ лепки формы. Ни одной тени! Он лепил красками. Какой при этом плотной получается голова, с какой чарующей легкостью достигнута безупречность и ощутимость объема.

До старости Репин лелеял мечту написать картину, которая бы выразила искристое, радостное существо музыки любимого композитора. Он назвал это потно «Гопак» и посвятил его Мусоргскому.

Долго оно не давалось ему, так и осталось незаконченным. Старый художник поставил перед собой задачу. Он хотел изобразить пляшущих людей, да так, чтобы они были видны в вихре пляса, самого бравурного, безудержного, самого отчаянного. Уже перед смертью Репин сокрушался, что ему так и не удалось довести до конца свой замысел.

[i] Пророкова С. «Репин»/ М.: «Молодая гвардия», 1958.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

risuemvse1.ru © 2018 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.