risuemvse1.ru

РИСУЕМ ВСЕ

Периоды развития искусства Китая.

Искусство Китая. Периоды развития искусства Китая.

Искусство древней культуры Китая.

Эпоха неолита.

Бронзовый век.

Китай. Искусство раннего периода.

Поздний период – XIV – середина XIX в.

Современное искусство Китая.

Эпоха неолита

 История Китая благодаря раскопкам прослеживается с глубочайшей древности. Неолитические стоянки широко известны  на севере Китая — в Синьцзяне. В данный период  применялись костяные орудия с вкладышами, мелких каменных пластинок (микролитов). Орудия тщательно полировались, распространялась лепная глиняная посуда, украшенная орнаментом, имитирующим рогожную плетенку. Характерной является черная керамика, тщательно отполированная, сохраняются трехногие сосуды «дин» и появляются сосуды типа «ли». Последние имеют форму кувшинов.

Бронзовый век

 Эпоха бронзы совпадает с периодом древнейшего государства Шан,  или Инь, время возникновения рабовладельческого строя. Раскопками  обнаружены дворец, храмы предков и большое число домов, принадлежащих представителям различных слоев. На окраинах жили ремесленники, найдены мастерские бронзолитейщиков и керамистов. Главным занятием было земледелие, скотоводство. Выделывались шелковые ткани, керамика с глазурью и сосуды из белой глины. Особую  важность представляют иньские надписи на костях, на щитах черепах и на бронзовых сосудах. Общее число иероглифов превышает миллион. В конце Иньского периода на основе северных культур крашеной керамики развилась самостоятельная культура высокоразвитой бронзы. Один из значительных памятников эпохи Цинь – великая китайская стена.

В окрестностях Сяньяна, расположено большое количество пирамидальных  курганов ханьских императоров. Среди них курган великого императора  У Ди и его полководца хо Цюй — бина. Около его могилы находится изваяние коня, попирающего гунна. Могильные склепы этого периода украшены фресками и рельефами, высеченными на каменных досках и содержащими эпизоды из жизни знатных умерших. При погребенных находят железное и бронзовое оружие. Высокохудожественные изделия из лака и нефрита и статуэтки. Изображающее все, что должно сопровождать покойника в загробный мир: его дом со всеми службами, рабов, слуг. Коней, верблюдов. К эпохе Хань относятся развалины городов и крепостей в Синьдзяне. Они являются основными источниками, на Великом шелковом пути, связывающего Китай с  Сирией и Римом.

Высшего развития в Китае в период неолита достигает крашенная керамика. Каменные орудия данного периода  служили  основой для создания бронзовых орудий. Селения укреплялись земляными насыпями.

Период феодализма был более долгим, чем в европейских странах. Период с конца III до середины XIX в. В данный период было создано множество художественных произведений, вошедших в сокровищницу мирового искусства.

Китайская культура насчитывает около шести тысяч лет. Во  втором тысячелетии в Китае до н.э в Китае существовала цивилизация городского типа, сложилась иероглифическая письменность, сформировалась система миропредставлений. В этот период складывается система символов, возникают два полярных начала Инь – женского, Ян – мужского.  В первом тысячелетии до н.э. возникли важнейшие философские учения – конфуцианство и даосизм.

Символика Китая связана с обрами природы. Эталоном прекрасного в Китае была природа. В Китае раньше чем в других странах появилась пейзажная живопись, родственная поэзии, воспевающая природу.

Средневековье – пора огромного духовного подъема Китая, время строительства больших городов, великолепных дворцовых и храмовых ансамблей. Высокого совершенства достигли поэзия и проза, музыка и театр; были изобретены фарфор, книгопечатание разборным шрифтом, каллиграфия выделяется в самостоятельный вид творчества. Искусство Китая служило образцом для Японии, Вьетнама, Кореи. В развитии Китая можно выделить несколько этапов:

  1. Ранний период – IVVI вв. – заложил основы закономерностей китайской феодальной культуры.
  2. Период расцвета – VIIXIII вв.- время утверждения ведущих видов и жанров искусства.
  3. Поздний период – XIV – середина XIX в. связан с известной стабилизацией жанров и канонизацией образов.
  4. Новое время — середина XIX в.

 

Искусство раннего периода (IVVI вв.)

 После  крушения древней империи Хань  началось становление феодальных отношений. Страна была разделена на княжества. Важную роль в становлении китайского искусства сыграл буддизм, проникший из Индии. С буддизм связано развитие скульптуры и монументальной живописи. В Китае IV-VIвв. появились многоярусные, устремленные ввысь кирпичные и каменные башни-пагоды, возникли первые скальные монастыри. Буддизм пришел со своей иконографией, представленная универсальным языком символов. Буддизм  обогатил китайскую культуру множеством легенд и мифов. В образах буддийских божеств воплощались идеи света и тьмы, добра и зла, милосердия и силы. Будда — проповедник – избавитель человечества от страданий. В Китае по типу индийских в толще диких скал начали  вырубаться гигантские монастыри комплексы (Юньган, Майцзишань, Лунмень), вместившие множество изображений божеств, рельефов и росписей на темы буддийских легенд. Основное пространство крупных пещер заполнили гигантские пятнадцатиметровые изваяния Будды. Фигуры воплощали идею сверхчеловеческого и божественного. Юные помощники Будды – божества  бодхисатвы, осуществляли связь между небесными и земными мирами.

В пору раннего средневековья оформился тип станковой картины. Китайская картина  выполнялась растительными и минеральными  красками на загрунтованном шелковом полотнище, которое имело форму длинного свитка с валиками по краям.

 

Период расцвета (VIIXII вв.)

Полнее  и ярче искусство Китая  проявило себя в пору развитого средневековья. Новое  объединение завершилось последовательным созданием двух могущественных государств Тан и Сунн. Подъем испытывали  разнообразные области творчества – архитектура и живопись, скульптура и прикладное искусство, проза и поэзия. Государственные деятели той поры  были одновременно поэтами, художниками, замечательными каллиграфами. Многие из них состояли членами императорской Академии живописи. Открывшейся в Х в.

Танское государство поддерживало связи со многими странами. Для сунской культуры характерно более вдумчивое отношение к искусству. Пути искусств тесно связаны с судьбами Китая VII-XIII вв.

Монументальной архитектуре Танского государства присущ дух праздничности и ясной гармонии. Зодчество VII -X вв. связано с остом многолюдных городов (Чанъань и Лоян). Эти города представляли собой крепости, окруженные стенами. Для них был характерен четкий прямоугольный план, разделенный на кварталы, с улицами пересекающими город из конца в конец. На главной магистрали располагался императорский дворец – целый город со своими  жилыми и парадно – административными зданиями, садами и парками. Дворцы и храмы возводились из Деева по единому типу и строго регламентировались в размерах. Их основу составлял  стоечно — балочный каркас, крытый красным лакоми возведенный на белокаменной основе. Особую торжественность зданиям придавали широкие изогнутые по углам черепичные крыши, поддерживаемые системой многоцветных кронштейнов – доугун. Они защищали здание от влаги и  яркого света. В городах возводились величественные кирпичные и каменные буддийские пагоды. Сасмая знаменитая пагода  того времени – шестидесятиметровая  трапециевидная многоярусная башня. Даяжьта (Даяньта) (Большая пагода диких гусей). Ее благородная простота повествует о величавом духе зодчества того времени.

При Суннах архитектура  утратила монументальную мощь, но и приобрела более изысканный и интимный характер.

Пагоды стали более нарядными, легче, многообразнее по  орнаменту, формам, материалу (Тэта – Железная пагода в Кайфыне).

В знаменитых наскальных монастырях были вырублены новые пещерные храмы с изображениями буддийских святых. В Танском государстве скульптура, как и зодчество, достигла высокого подъема. Статуи святых стали более пластичными, тела божеств стали более объемными и гибкими.

Погребальная пластика представляла богатые захоронения. Керамические фигуры были покрыты цветной глазурью, живы и пластичны, с разнообразными движениями.

Скульптура XI-XIII вв. продолжает танские традиции, но она более изыскана.

Высшим достижением  периодов Тан и Сун была живопись. Она отразила городской быт и преклонение людей перед красотой природы, жизнь растений, цветов, животных, насекомых. В живописи VII-X вв. утвердились жанры. Ставшие на многие века традиционными. Жанр «люди» включал в себя все, что касается человека: портрет, историко — легендарные сюжеты, сцены дворцового быта. В жанре живописи «цветы-птицы» нашло поэтическое толкование представление о значительности  всего, что населяет мир природы. Философская идея «великое в малом» выразилась в том, что одна ветка или один цветок как бы вмещали в себя всю Вселенную. Пион- символ богатства, бамбук- стойкость, мудрость, гранат- многочисленное потомство, сосна – долголетие, персик – бессмертие, аист – вечность, олень счастье.

Жанр «пейзаж» был созвучен поэзии.  «Горы- воды» — представляли о важнейших дуальных силах Вселенной, так как горы считались воплощением светлого мужского начала Ян, а вода  — темного женского начала Инь.

Художники изображали картины на длинных шелковых свитках, хранили их в драгоценных шкатулках и вынимали только во время показа. На свитках обычно изображали  жанровые мотивы, сцены легенд, на вертикальных обычно  исполнялись пейзажи. Часто на картинах писались стихи каллиграфическим почерком. В танский период живопись была более яркой, нарядной, праздничной. Бытовые сценки исполнялись по заказу двора, показывающие времяпровождения знати- игру в шашки, красавиц на прогулке.

Пейзажи XI-XII грандиозны и суровы.

Но настроение и стиль пейзажей Китая после завоевания страны кочевниками в XII-XIII вв. постепенно меняется. Пейзаж  лишается былой торжественности, становится более приближенным к людям.

Широкое распространение в период Тан получили изделия из фарфора. Была  высокая сложная технология, что свидетельствовало о  высоком уровне знаний. Фарфоровые предметы исполнялись как самостоятельное художественное произведение.

В VII- VIII вв. знаменитыми были печи Синьчжоу, поставлявшие фарфоровые сосуды округлых форм к императорскому двору. Высоко ценилась и трехцветная керамика, покрытая глазурью зелено- коричневых и золотисто- желтых оттенков. Инкрустировали   перламутром мебель, вышивки. Мягкие зернистые ткани  кэ-сы (резаный шелк) выглядели как настоящие картины и создавались по образцам лучших художников.

 

Поздний период – XIV – середина XIX в.

Монгольское нашествие завершилось падением  сунской династии, принесло стране разруху и бедствия.  Почти на 90 лет с 1279 по 1368 год в Китае воцарилась династия Юань. Существенный  удар был нанесен по культурной жизни Китая. Художники разбрелись по стране. В своих работах они культивировали старину, но в иных картинах отражались и новые тенденции. У  Чжень изображал природные мотивы, например бамбук, гнущийся под напором ветра, но не ломающийся. Он олицетворял стойкость духа своего народа. Самым лиричным и тонким живописцем юаньского периода был Ни Цзань (XIV в), каллиграф и поэт, проведший жизнь вдали от двора. Его  пейзажи просты и немногословна.

В результате долгой борьбы китайского народа против монгольских завоевателей к власти вновь пришла национальная династия Мин 1368-1644) с конца XIV-  начала XVвв. Китай, снова становится самостоятельным, переживает экономический расцвет и подъем культуры. Возникают новые архитектурные ансамбли, достраивается  древняя Великая китайская стена, простирающаяся вдоль  северной границы на 3 тыс. км. Однако уже в ХVII в. империя приходит в упадок. В 1644 году страну захватывают  новые завоеватели – маньчжуры установившие власть династии Цин правившие до  1911 года. С ее возникновением началось экономическое и  культурное отставание Китая от других стран. В середине XVIII в. цинские правители  отгородили Китай от всего мира, ограничили его контакты с другими странами, а в XIX в. страна стала полуколонией западных государств.

В области искусства на первое место выдвинулись потребности простого народа. Строились роскошные дворцы и храмовые ансамбли, увеличилось . декоративные ремесла соответствовали запросам времени и вкусам горожан. В резьбе по камню, кости, гравюре, лубке, изделиях из лака проявились  богатство  художественного опыта и тонкость вкуса, свойственной китайскому народу. Именно в XVI-XIX в. прославился именно китайский фарфор. В зодчестве  наиболее органично соединились мастерство  художников, керамистов, скульпторов, резчиков по камню и дерев.

Период Мин – время архитектурных ансамблей. За короткий срок были отстроены первая, а затем вторая  императорская резиденция Нанкин  и Пекин с пышными  дворцами, храмами, пагодами и парками. В южных городах Сучжоу и Ханчжоу возникли новые,  живописные  садово- парковые комплексы, с их неожиданными переходами, с изогнутыми мостиками, резными беседками.

Пекин строился  по установившимся издревле  правилам. Он имел правильные прямоугольные очертания в плане и фасадами всех главных сооружений обращался к югу. Прямая магистраль, проходя по его центральной  оси сквозь императорский дворец, завершалась  у северных ворот башнями  Колокола и Барабана, отмеряющими важнейшие ритмы жизни столицы.

Поперечные магистрали  также пересекали город из конца в конец и завершались рядом ворот. К его старой части, названной  «Внутренний город», как бы прирос  новый поперечный  прямоугольник  Внешнего города, также обнесенный стенами.

Главный ансамбль Пекина – расположенный в центре Внутреннего города императорский дворец – Запретный город, обнесенный десятиметровыми стенами и обведенный рвом с водой. Каждое здание носило свое название – тронная палата Тайхэдянь (Павильон высшей гармонии), нарядность и торжественность  этого сооружения  сочетается с простотой и ясностью форм. Высокие лакированные красные колонны опираются на многоступенчатую беломраморную платформу и внутри  делят зал на одиннадцать проемов. Потолочные балки  расцвечены разноцветной росписью  с золотыми драконами (знак императора), а двойная желтая черепичная крыша с изогнутыми  углами ослепительно сияет под солнечными лучами. Пустынную площадь перед тронной залой оживляют бронзовые фигуры журавли и черепахи (символы мудрости долголетия).

Каждый минский столичный храм —  это грандиозные комплексы. Все элементы которого  связаны  со Вселенной, небом, землей, соотношением света и тьмы.

Одним из крупнейших является храм Неба в Пекине (1420- 1530), в южной части города. Обширная территория, обнесенная стенами, образует в плане квадрат, символизирует землю, заключенные внутри ограды здания, имеют в плане круг- знак неба. Символы неба осуществляют взаимосвязь  земных и небесных  миров – дарителей урожая. На вершине  беломраморного алтаря император  и священнослужители  в голубых одеждах приносили жертвы небу, духам Солнца, Луны, Большой Медведицы. Километровая аллея Духов, состоящая из 24 каменных фигур, попарно стоящих друг против друга животных, воинов и чиновников-охранителей, поражает своей протяженностью. В архитектуре наблюдается  перегруженность деталями.

Живопись занимала ведущее положение в изобразительном искусстве. В Академии живописи считалось не изучение природы, а следование  классическим образцам прошлого.

Наиболее творческие проявления создавались на юге Китая. Одним из них был Сюй Вэй. В его монохромных пейзажах и картинах жанра «цветы-птицы», выполнены в манере сеи, ощущается большое мастерство, смелость. Сильной, выразительной линией и густыми пятнами туши изображает он  трепещущие  ветви бамбука, то мягкую сочную  листву  бананового дерева.

В пейзаже XVII в.  одним из самых ярких был Юнь Шоупин (1633-1690), его картины благоухали  изображением пышных пионов, пушистых гвоздик и тонких линий. С расцветом прозы  связано развитие длинных иллюстративных свитков- повестей. Написанные в детальной манере гунби, следующие за текстом, они впитывали в себя сочность литературного языка, занимательного сюжета. Одним из крупнейших  мастеров в жанре «люди», был Чоу Ин (XVI в.) его многометровые свитки – повести, такие как «Поэма о покинутой жене», тонко подмеченные детали, включали в себя  множество отдельных сцен.

Прикладное искусство – связано с миром  фольклорных образов и художественных форм.

На первое место в декоративно — прикладном искусстве позднего средневековья выдвинулся фарфор Мастера фарфоровых изделий периода Мин ставили перед собой другие цели чем сунские. Их продукцию отличала многоцветность. Белоснежная  поверхность использовалась как фон, на котором располагались растительные узоры, пейзажи, жанровые композиции. Изобретение новых красителей повлияло на появление сине-белого фарфора, расписанного под глазурью кобальтом. В XVIII в. – эпоха расцвета фарфорового искусства. Он связан с вывозом товаров из страны. В Цзиндэчжене  производились  черные гладкие  сосуды, и сосуды, расписанные сверкающими эмалями. Особенно ценились тончайшие просвечивающиеся сосуды с названием «яичная скорлупа».

Большой нарядностью пользовались изделия из перегородчатой эмали, переливчатыми  узорами напоминающие парчу.  Эта техника получила  тщательность исполнения, получила в Китае  широкое распространение. Мельчайшие узоры из латунной проволоки напаивались на лунную основу, а ячейки заполнялись жидкими цветными эмалями. Готовое после обжига  и полирования изделие приобретало ювелирную завершенность. Огромным спросом пользовались и предметы из красного резного лака – прочного, нарядного, не боящегося влаги. Длительный процесс нанесения на дерево, металл или  бумажную массу сока лакового  дерева позволял резчикам мастерски обыгрывать слоистость фактуры для выявления светотеневых эффектов. Виртуозная техника наблюдалась в резьбе из горного хрусталя, нефрита, халцедона, яшмы. Создавались печати, вазы, напольные экраны, принадлежности для письма.

Ткани и вышивки  периодов Мин и Цин красочность и тонкостью узора как бы дополняли декоративные свойства мебели и фарфора. Воспроизводили пейзажи,  мир цветов и растений. Многообразие  форм и  техник китайского прикладного искусства позднего  средневековья неисчерпаемо.

 

Современное искусство.

Искусство ХХ века отличалось крайним разнообразием. Одним из  величайших  художников, поэтом, каллиграфом и мастером печатей этой эпохи был Ци Бай – ши (1863-1957) родился в бедной  крестьянской семье в местечке Абрикосовая Аллея. Ци – его родовое имя. Бай – ши  значит «белый камень». Серьезно начал заниматься изобразительным искусством в 27 лет.  Ци Бай – ши довольно быстро приобрел известность в своей округе как резчик по дереву, художник, работавший на заказ, как автор изящных рисунков для почтовой бумаги, потом – как резчик печатей. Мировое  и национальное признание пришло намного позже.

В 1947 году, в 84 года, он возглавлял Академию изящных искусств. Ци Бай – ши работал во многих жанрах живописи: «горы — воды», «цветы — птицы», «травы — насекомые». Ци Бай – ши решал проблему всякого искусства: равновесие между сходством и несходством в изображении жизни. Он обладал  ярчайшей индивидуальностью, и его листы нельзя спутать ни с чьими другими. Он мечтал жить лет на 300 лет раньше и стать подмастерьем великого Ши — Тао.

Сейчас получил распространение сложный способ  отделки изделий, предусматривающий соединение подглазурной и надглазурной росписи. Для их закрепления  применяют многократный обжиг. Кроме того, керамисты  декорируют  сосуды скульптурой и используют метод ажурной резьбы по фарфоровому тесту.

Ярки и нарядны костюмы  национальной Пекинской оперы, которая популярна в наши дни. По цвету и рисунка грима зритель  сразу может судить об особенностях произведения персонажа. Теневой театр – древнейший вид китайского искусства. Куклы для него делают из ослиной кожи. Фигурки покрывают ажурным рисунком, яркими красками и золотом. Во время театрального действия с помощью источника света фигурки отбрасывают тень на белый экран.

В конце 40 – х годов прошлого столетия появился новый вид декоративного  искусства, основоположником которого является пекинский мастер Гэ Цзинань. Это куколки, представляющие героев народных легенд, преданий и  национального театра. Они сделаны из спрессованной ваты, тонкого шелка или газовой ткани.

 

 

литература

 

 

  1. Большая Советская Энциклопедия /М.: Просвещение, 1963г., т. 10, с. 456.
  2. Искусство // Москва, «Изобразительное искусство»№ 14 (38)1997,с.4-6.
  3. Искусство // № 15 (39)1997, с. 4-6.
  4. «Искусство в школе»/Москва, №3, 2003, с.62.
  5. «Государственный Музей Искусства народов Востока» /Москва, Искусство, 1977.
  6. «Народная картина древнего Китая» / «Аврора», Ленинград, 1988.
  7. «Юный художник»/Москва «Молодая гвардия» № 11, 1997г., с. 28-31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

risuemvse1.ru © 2018 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.