risuemvse1.ru

РИСУЕМ ВСЕ

ПЕЙЗАЖ  В ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Египет поразительно быстро совершил переход позднего неолитического искусства к искусству Древнего царства. Здесь, у дельты Нила, образуется культурный центр государства. В окрестностях Мемфиса построены пирамиды, олицетворяющие для последующих поколений всю древнеегипетскую цивилизацию.

Пирамиды – колоссальные гробницы фараонов III – IV династий уже в древности были причислены к «семи чудесам света». Все видевшие  их отмечают  ошеломляющее впечатление, которое они  производят на зрителя. Человек, стоящий у подножия пирамиды, чувствует, что он ничто, перед этой массой и этими размерами, бесконечно его превосходящими.

Границу пустыни сторожит колоссальный сфинкс, лев с лицом фараона  Нефрена – прадед всех бесконечных египетских сфинксов. Он создан не  только руками людей, но самой пустыней: люди обтесали и обработали скалу, похожую по форме на тело  лежащего льва.

Некрополь в Гизе и его египетский страж возводились в эпоху Древнего царства – в первой половине третьего тысячелетия до нашей эры. Тогда уже сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков. Их постоянство объясняется  застойностью общественного порядка, а также тем, что искусство Египта было составной частью культа,  заупокойного ритуала. Оно столь тесно  связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея хотя бы общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян. Пантеон египетских богов очень велик, их культ восходит к первобытным временам, когда поклонялись тотему – зверю, покровителю племени. Божество египтян зверолики. Животные считались священными.  После этого нас не должно удивлять особое изысканное мастерство анимализма у египетских художников. Высшим культом был культ, солнечного божества. Египет называли страною Солнца, фараонов – сынами Солнца. Египтяне верили, что  кроме души  и тела есть нечто промежуточное – призрачный двойник человека, его жизненная сила, называемая «КА». Кроме  самой  мумии в гробницу помещали портретную  статую умершего, иногда не одну, причем  портрет должен был быть очень похожим – иначе, как же «КА» опознает свой облик. Из этой традиции выросло знаменитое, портретное искусство Египта. Египетские портреты своеобразны, они с удивительной силой передают индивидуальные черты лица, но выражение лица остается отвлеченным, психологически не расшифрованным. Переходящие переживания не интересовали: ведь изображался человек, освобожденный от времени, идущий в вечность. В Древнем царстве портреты были спокойно-бесстрастными. Позже в искусстве среднего и особенно Нового царства многое изменилось: в портретах стал просвечиваться характер, угадываться личность.

Искусству отводилась необычайно важная роль; оно должно было дарить бессмертие, быть прямым  продолжателем жизни. Труд художников, поэтому считался священнодействием. И, тем не менее, проявление  индивидуальной воли художника было строго ограничено: роль его мыслилась, как роль хранителя священных канонов.

Более смелые и внутренне более значительные сдвиги происходят  в художественной  культуре Нового царства – эпохи третьего  последнего подъема египетского искусства. В искусстве Нового царства пробивается пламя земного чувства, размышлений, тревог. Сами традиционные формы, как бы изнутри освещаются этим новым светом, он их преображает.

Со старыми изобразительными канонами начинают обращаться свободнее. Хотя существует еще прежняя фризово – ритмическая, всё чаще появляются непривычные позы и ракурсы – в фас, в три четверти, даже со спины; фигуры заслоняют одна другую, рисунок становится изыскано прихотливым. Художественно многообразные поиски периода XVIII в. подготовили появление заключительного, совсем уже новаторского этапа, связанного с царствованием фараона реформатора Эхнатона XIV в. до нашей эры. Искусство времени Эхнатона, обратилось к неизведанному для него: к простым чувством людей, к их душевным состояниям, разрушена броня душевной непроницаемости: здесь вопли и стоны плакальщиков, здесь мрачная покорность пленных негров, наконец, интимные сцены семейной жизни самого Эхнатона, — он обнимает жену, ласкает ребёнка. Новые искусство уже и на раннем своем этапе создает шедевры. Это портреты Эхнатона, изображающие фараона просто человеком, а особенно портреты его жены Нефертити. Портрет царицы Нефертити в высоком головном уборе сейчас  стал знаменитым, пожалуй, не менее чем Афродита и Джоконда Леонардо да Винчи. Имя скульптора, изваявшего это прекрасную голову, — Тутмес. Религиозно — политические реформы Эхнатона были слишком смелыми, чтобы быть долговечными. Реакция началась при его приемнике Тутанхамоне, а вскоре все старые культы были восстановлены и имя Эхнатона предано проклятию. Однако новые начала, внесенные в искусство, развивались еще в течении по крайней мере столетия. Чудесные образы этого стиля сохранились в гробнице Тутанхамона, открытой в 20-х годах XX века археологом Говардом Картером. Это было большим событием в египтологии. Гробница Тутанхамона – одна из немногих царских гробниц, случайно  уцелевших от грабежей. Ослепительные драгоценности, ее наполнявшие, дают поразительное представление о легендарных богатствах фараонов. Стены усыпальницы были из золота, в нескольких золотых гробах, вставленных один в другой, каждый со скульптурной маской фараона, покоилась мумия, сплошь усыпанная драгоценными украшениями и амулетами.

Эти саркофаги и украшения сами по себе представляют высокую художественную ценность, но кроме них в гробнице было обнаружено много рельефов и скульптур. Здесь грациозные статуэтки богинь – хранительниц, превратившихся из суровых зооморфных божеств  в каких – то добрых фей. Здесь портрет новобрачных – юного фараона и его такой же юной жены, гуляющих в цветущем саду, — настолько интимной магически нежной, насколько это вообще возможно в таком искусстве, как египетское. Новое искусство уже на раннем своем этапе создает шедевры.

В творчестве художников усилился интерес к пейзажу, животным, растениям, воспроизведению бытовых сцен, созданию реалистического образа человека.

Искусство Древнего Египта не мыслилось без ярких  и чистых красок: празднично расцвечивались архитектурные сооружения, раскрашивались скульптуры и рельефы, звонко расписывались стены. Краски были минеральные. Белая добывалась из известняка, черная – из сажи, красная – из красной охры, зеленая – из тертого малахита, синяя – из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая – из желтой охры. На стенах храма Хатшепсут раскраска некоторых рельефов сохранилась до сих пор.

Например: живописная сценка – плывущие в лодке рыбаки. Написавший ее художник жил в 13 веке до нашей эры. Изображение проникнуто удивительным ритмом: повторяются жесты рук и позы сидящих, белые треугольники набедренных повязок, рябь голубого водоема. Красиво чередуются коричневые краски разных оттенков. Нет ничего надуманного – все увидел художник в жизни, все подметил, изучил.

Древнеегипетским художникам было свойственно ощущение красоты жизни и природы. Их произведения рождены и математическим расчетом, и трепетностью сердца. Они свидетельствуют о высоком взлете духа, стремлении к совершенству.

 

Список используемой литературы

  1. И. Винкельман «История искусства древности» М. 1933 г
  2. Н. А. Дмитриева. Краткая история искусств. Очерки. Выпуск 1. От древнейших времен по 16 век. Издательство «Искусство» Москва 1968 г.
  3. В.В. Павлов «Очерки по искусству Древнего Египта» М. 1936.
  4. Искусство: Живопись: Скульптура: Архитектура: Графика: Кн. для учителя. В 3-х ч. Ч. 1. Древний мир. Средние века. Эпоха Возрождения / Сост. М. В. Алпатов и др. – 4-е изд., испр. и доп. – М., «Просвещение», 1987, с изменениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

risuemvse1.ru © 2018 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.